Может ли Бог передумать?
Это продолжение статьи Пророчество Прабхупады (Prabhupada — A Prophecy)
Безусловно, в течение некоторого времени я уже признавал, что Абсолютная Истина является личностью. Шримад Бхагаватам говорит, что те, кто однажды узрел изначальный источник всех энергий, описывают Его как неделимое безграничное духовное сияние (Брахман), как всезнающее и направляющее Я внутри всех я (Параматма) и как трансцендентное наслаждающее Я, обладающее духовным сознанием (Бхагаван). Этого уникального индивидуума Прабхупада называет «Верховной Личностью Бога».
Если Абсолют, источник всего, является личностью, то бесчисленные живые существа, обладающие сознанием, обретают свою собственную индивидуальность по примеру божественного прототипа. Все мы, как говорит Прабхупада, «крошечные образцы Бога». Из этого следует, что мы можем понять Бога, изучая себя. Все, чем мы наделены — лишь доля той полноты, которой обладает Бог.
Поэтому, если мы можем изменить решение, Кришна также обладает этим правом.
Наша свобода крошечна, поскольку мы являемся узниками материальной природы. Свобода Бога безгранична, ведь Он управляет материальной природой. Конечно Он может изменить решение и действовать без каких-либо ограничений.
Застывшее и статичное с позиции вечности
В настоящее время существуют теологи, которые склоняются к отрицанию способности Бога передумать.
Если Бог всецело совершенен, что может послужить причиной для изменения Его решения? У Него просто не возникнет такой необходимости. Ему никогда не придется исправлять собственный курс, узнай Он что-то новое, совершенствовать свой план, подстраивая его под непредвиденные обстоятельства. Для Бога не может быть ничего непредвиденного.
Господу известно все: прошлое, настоящее будущее. Занимая выгодную позицию наблюдателя из вечности, Он видит все три категории времени как одно целое. Все будущие непредвиденные обстоятельства уже известны и улажены раз и навсегда. Из логики божественного всеведения следует, что Господь не может передумать. Ему это просто не понадобится. Отталкиваясь от концепции такого всеведения и связанной с ней идеей времени, ни Бог, ни другие живые существа никогда не обладали правом совершить свободный выбор. Творение продолжается, заключая как Бога, так и живых существ в метафизическую клетку.
Начало, средина и конец, прошлое, настоящее и будущее, все выглядит застывшим и статичным с позиции вечности.
Несмотря на то, что кажется, будто Бог и живые существа часто делают выбор и принимают решения, как это отражено во всей литературе богочеловеческих взаимодействий, все это не более, чем иллюзия. В действительности, поскольку в вечности уже все предрешено, творение радикально обесценивается: оно — лишнее, бесполезное проявление того, что уже известно. Как Бог, так и человек лишаются индивидуальности, из их отношений изымается все эмоциональное богатство, возможность углубления связи становится невозможной. Таким образом, божественное творение — это нечто похожее на полицейский участок, из которого немногие будут отпущены по необъяснимой причине, в то время как другие останутся по необъяснимой причине заключенными.
Таковы выводы логики божественного всеведения.
Свободны выбирать
Позвольте мне представить альтернативную идею с рассмотрения понятия «свободная воля». Как и все последователи ведической философии, Прабхупада говорит, что мы обладаем подлинной свободой воли. (Веды содержат множество предписаний, сообщающих нам, что мы должны делать, а чего делать не следует. Есть ли смысл в этих предписаниях, если мы не будем свободны принимать решения?)
Понятие «свобода воли» подразумевает, что каждый раз, когда мы совершаем наш свободный выбор, ни причинные силы, влияющие на наше физическое и эмоциональное состояние, ни карма не способны предопределить его исход. Существует еще один аспект, связанный с исходом нашего свободного выбора. Слово «свободный» означает, что наше решение не предопределяется прошлым. Тем не менее, это свободно принятое решение оказывает влияние на будущее. Таким образом, наш собственный беспричинный свободный выбор принимает участие в детерминировании реальности.
Даже человек с полным и совершенным знанием о прошлом не может с уверенностью предсказать выбор свободно действующего другого. Я, как другой, могу иметь особый характер, укоренившиеся привычки и наклонности, на основании которых наблюдатель может сделать прогноз с хорошими шансами на успех. Но поскольку в решение вовлечена моя свобода воли, всегда будет существовать область неопределенности, неуверенности.
Что же насчет Бога? Определенно, божественное всеведение предполагает, что Бог знает исход даже свободного выбора.
Те, кто принимает эту идею, заключают, что исход уже известен. Они, предполагают, что содержание прошлого, настоящего и будущего одинаково по природе. Эти люди рассуждают о времени по аналогии с принципом работы старомодной кинопленки, пропускаемой через проектор. Настоящее подобно кадру, находящемуся непосредственно перед объективом. Прошлое — уже просмотренные кадры пленки, поглощаемые золотником, а будущее — еще не просмотренный фильм, наматываемый на катушку подачи. Таким образом, будущее уже записано ровно как и прошлое, только в отличие от последнего оно еще не произошло.
Размытое будущее
А сейчас оставьте аналогию с пленкой в стороне. Вместо этого рассмотрим идею о том, что будущее не является неизменным и зафиксированным раз и навсегда подобно прошлому. Представьте, что будущее нельзя предопределить, оно нечеткое, размытое. Когда Бог видит будущее, он видит его именно таким, туманным, сотканным из возможностей.
Конечно, некоторые аспекты будущего предопределены с высокой степенью достоверности. Хорошо известно, к примеру, как Ведическая литература описывает ход своей истории через огромные циклы (юги), давая общую характеристику каждому из них. Те, кто знает эти тексты, могут предсказывать будущее. Шримад-Бхагаватам, к примеру, содержит предсказания для Кали-юги, составленные Вьясадевой; Прабхупада объясняет видение Вьясы таким примером: «Как астролог способен видеть судьбу человека, как астроном может предсказывать солнечные и лунные затмения, эти освобожденные души смотрят через Священные Писания и могут предсказать будущее для всего человечества».
Однако, даже самые точные прогнозы, налагающие определенные ограничения на будущее, не могут быть сильнее возможностей свободы. Степень непредсказуемости для каждого события будущего бывает большой или маленькой, но она может достаточно сильно колебаться по мере приближения к его осуществлению. В любом случае, неопределенность будущего ожидает окончательного определения посредством принятия решения свободными живыми существами, которые, действуя в настоящем, производят неизменяемую запись, известную как прошлое.
Предсказания для движения Харе Кришна
Сам Прабхупада был крайне осторожным как в случаях, чтобы делать предсказания, предопределяя будущее, так и в случаях, чтобы не делать никаких прогнозов. В письме к Карандхару ( ноябрь 1970) Прабхупада писал о свободном выборе, открытом для его учеников: «Больше всего меня вдохновляет наблюдать, как старательно ты распространяешь наше движение, и я благодарю тебя за это. Господь Чайтанья предсказал, что Харе Кришна мантра будет слышна в каждом уголке земного шара. Он Бог, поэтому так и будет, это факт. Если мы воспользуемся данной возможностью, преимущества будут нашими, если нет, они будут принадлежать кому-нибудь другому.» Прабхупада неоднократно призывал, увещевал и вдохновляет своих последователей полностью посвятить себя миссии Господа Чайтаньи, который приходит, чтобы установить дхарму для этого века — повторение имен Господа. Явление Чайтаньи было предсказано в Шримад Бхагаватам. Слова Чайтаньи из Чайтаньи-Бхагаваты также цитируются как предсказание: «Во всех городах и деревнях, которые только есть на земле, будет звучать мое имя». Ровно столько, как говорит Прабхупада, уже предрешено. Это произойдет. Но кто это сделает? Как это случится? Это еще не известно. Именно поэтому Прабхупада призывает своих учеников воспользоваться возможностью, предоставленной милостью Чайтаньи. Божественная благодать дана каждому, принять ее или нет — дело свободного выбора каждого ученика. Если мы решим ее принять, тогда «преимущества будут нашими». Если мы отвергнем это предложение и решим посвятить жизнь другим целям, тогда кто-то другой примет предложение Чайтаньи. Мы обладаем свободой. Господь всемогущ и мы должны всегда находится под божественным руководством. Но мы имеем право выбирать, каким способом мы хотим быть руководимы. Мы можем быть руководимы косвенно и весьма неблагоприятно посредством материальной энергии (Дурги). Или мы можем находиться под прямым и благоприятным контролем духовной энергии (Радхарани). Наша свобода заключается в этом выборе. И Кришна содействует нашему выбору. Даже когда мы вопреки Его желаниям отворачиваемся от Него, бежим и прячемся от Него, Он Сам способствует этому, дает нам на это средства и силы. Таким образом, Кришна дает нам возможность делать то, чего Он не хочет, чтобы мы делали. И даже когда Он помогает нам отвергнуть Его, Он также пытается вернуть и спасти нас, восстановить наши отношения. Однако Он всегда уважает нашу свободу выбора. Не обладай мы свободой, мы были бы подобны безжизненным машинам, роботам. Кришна создал живых существ, наделив их своими качествами, одно из которых — свобода, чтобы появилась иная сторона, другие, с которыми Он мог бы вступать во всевозрастающие обмены любовью. Без свободы взаимная любовь была бы невозможной. Вечный обмен любовью между Кришной и Его преданными производит непрестанно расширяющееся и усиливающееся трансцендентное блаженство, красоту и знание. Это духовная жизнь. Участие в этой жизни является нашей целью и правильным использованием свободы. Однако, свобода позволяет совершать любой выбор, злоупотребление ею порождает материальный мир, место для выбывших по своему желанию. Кришна не хочет, чтобы мир был таким, какой он есть. Этот мир является таким лишь по той причине, что он переполнен отвернувшимися от Бога преданными, соперничающими друг с другом за право реализовать собственный проект Бога. Так они и шагают по истории, поочередно примеряя роли хищника и жертвы, разрушая и уничтожая друг друга когтями и клыками, кулаками и битами, МБР и IED.
В 1975 году количество человеческих проступков достигло пиковой точки, ядерное разрушение было неизбежным. Таким было будущее мира. Так его предвидел и Прабхупада. Тогда Кришна передумал. Мир обрел новое будущее.
Равиндра Сварупа Дас — ученик Шрилы Прабхупады, духовный учитель и член GBC. Он получил докторскую степень (PhD) в области религиоведения в университете Темпл.
Эта статья является второй частью статьи “Пророчество Шрилы Прабхупады”.
Благодарим за перевод Ирину Кушину.