Ноябрь 14 2016

Письмо Равиндры Сварупы даса относительно Нараяны Махараджа

Принимая Шрилу Прабхупаду прямо

Письмо Равиндры Сварупы даса относительно Нараяны Махараджа

16 июля 1998 года.

Дорогой прабху,

Пожалуйста, примите мое почтение. Вся слава Шриле Прабхупаде.

В мае сего года наш Потомакский храм получил от Вас и Мадхавы Пандита даса просьбу о персональном приглашении ЕС Нараяны Махараджа посетить храм во время его летнего тура по общинам ИСККОН в Америке. Эту просьбу передали мне, поскольку я – представитель Джи-Би-Си по Потомаку.

Мы отказались направить такое приглашение, поскольку, в соответствии с официальной политикой ИСККОН, нашим членам не рекомендуется принимать наставления от Нараяны Махараджа.

Примерно в то же самое время я прочитал статью, размещенную Вами на веб-сайте (VNN).

В этой статье Вы отвечаете на возражения ИСККОН на ставшую обычной практику Нараяны Махараджа, реинициирующего учеников гуру ИСККОН, находящихся в хорошей духовной форме. Вы стойко защищаете эту практику. Вы доказываете, что эта реинициация полностью оправдана согласно принципам, изложенным в “Шри Кришна Бхаджанамрите” Нарахари Саракары.

Нарахари Саракара пишет, что если духовный учитель находится в хорошей духовной форме, и все же недостаточно возвышен, чтобы давать наставления ученику для его дальнейшего продвижения, то ученик, с разрешения своего дикша-гуру, должен принять прибежище более продвинутого вайшнава для обучения.

Что, если дикша-гуру не дает разрешения? Тогда его следует рассматривать как завидующего вайшнавам (ишваребрантах – тем, кто связан со Всевышним), и ученик должен отвергнуть его.

Вы применяете этот принцип к данному случаю. Нараяна Махарадж – продвинутый вайшнав. Если гуру ИСККОН запрещает своим ученикам принимать наставления от такого продвинутого вайшнава, то гуру рассматривается как завистник и должен быть отвергнут.

Вот Ваши аргументы:

  1. Если гуру запрещает своим ученикам принимать наставления от продвинутого вайшнава, он является завидующим вайшнавам и должен быть отклонен учеником (Нарахари Саракара).
  2. Нараяна Махарадж – продвинутый вайшнав (Ваше предположение).
  3. Гуру ИСККОН запрещают своим ученикам принимать его наставления (эмпирический факт).

Поэтому ученики должны отклонить гуру ИСККОН.

С точки зрения логики, вывод справедлив. Другими словами, если предпосылка истинна, то и вывод истинен. Истинность, однако, отличается от логичности; истинность вывода из верного довода еще зависит и от истинности предпосылок. Одна или несколько из них могут быть ложными. Ваш довод помог мне прояснить мое понимание этой темы. Я не имею никаких сомнений относительно первой и третьей предпосылки. Но теперь я должен сказать то, о чем ранее не высказывался открыто.

У меня имеются достаточные основания сомневаться относительно вашей второй предпосылки.

Я хочу представить Вам мои сомнения.

Я и другие лидеры ИСККОН тактично просто выражали наше убеждение, что подход Нараяны Махараджа значительно отличается от подхода Шрилы Прабхупады, и что Нараяна Махарадж, несмотря на его заявления, не является шикша-учеником нашего основателя-ачарьи. Он не представляет Шрилу Прабхупаду.

Ваша статья, однако, заставляет меня глубже погрузиться в эту тему и задаться вопросом: является ли он (как он об этом заявляет) “продвинутым вайшнавом”, “расика-бхактой” и так далее.

Думаю, у многих из нас есть такие сомнения, основанные на особых соображениях. Возможно, Вы – тот, кто прояснит их.

В конце концов, Нараяна Махарадж заявляет, что он – избранный преемник Шрилы Прабхупады. Он понуждает всех в ИСККОН принять его нашим авторитетным духовным учителем. Однако Прабхупада учил, что нельзя просто так принимать кого-то духовным учителем. Сначала, как предполагается, каждый должен при помощи своего разума установить, действительно ли этот человек – истинный гуру. Мы обязаны сделать это.

Для удобства, я сгруппировал мои опасения в несколько разделов.

Война Нараяны Махараджа против ИСККОН

Уже стало очевидно всем, что Нараяна Махарадж настойчиво пытается проповедовать членам и прихожанам ИСККОН, и лекция за лекцией он останавливается на предполагаемых дьяволах среди членов Джи-Би-Си и других лидеров ИСККОН. Не только недовольные или ищущие чего-то лучшего покидают эту организацию “каништх” и “карма-йогов” (как обычно Нараяна Махарадж и его последователи характеризуют ИСККОН), чтобы уйти к нему, но и сам он действует крайне агрессивно, чтобы привлечь их и даже “реинициировать”. Он проводит свои летние кампании исключительно там, где много прихожан ИСККОН. Что привлекательного в Хьюстоне (Техас), чтобы проводить там столько времени? Может быть, это из-за того, что там располагается достигший огромных успехов центр Тамала Кришны Госвами?

Понятно, что такое агрессивные действия дают основания предполагать, что Нараяной Махараджем движут обида и месть. Действительно, такое навязчивое, враждебное поведение обычно свидетельствует о скрытых, неясных мотивах (пожалуйста, не отклоняйте это предположение на основании того, что Нараяна Махарадж является чистым преданным, а потому не может быть дискредитирован. Это – предположение, стоящее здесь под знаком вопроса).

Недавно почву для этого предположения укрепил один из старых учеников Прабхупады, который провел несколько лет с Нараяной Махараджем и его последователями, но теперь разочаровался. Этот преданный сообщает, что слышал лично – это было на Гаура-пурниму два года назад – как Нараяна Махарадж поклялся реинициировать учеников гуру ИСККОН. В соответствии с этим свидетельством, Нараяна Махарадж объявил, что поскольку Тамал Кришна Госвами, Гирираджа Свами и др. перестали приходить к нему, и поскольку мы не советуем нашим преданным посещать его, то это является доказательством того, что мы являемся “неистинными вайшнавами” (похоже, он использовал тот же аргумент, что и Вы, только без ссылки на Нарахари Саракара). И он объявил: “Я буду реинициировать их учеников!” Его настрой был таким: “Я покажу им! Я реинициирую их учеников!” И именно это он и пытается делать, весьма систематически.

Сомнительные претензии Нараяны Махараджа на то, чтобы быть учеником Прабхупады и его преемником

В 1990 году некоторые преданные, получавшие тогда шикшу от Нараяны Махараджа, убедили меня посетить его. В ходе нашей беседы мы коснулись “Обращения” Шри Ишопанишад. Я привел значение стиха и комментарий в том смысле, в котором это было представлено Шрилой Прабхупадой, упомянув, что этот мир, как эманация пурнам, также является пурнам.

Нараяна Махарадж немедленно оборвал меня и произнес (довольно поучительным тоном), что я понял текст неправильно. “Нет! — сказал он. — Материальный мир – не пурнам. “Идам” не относится к этому материальному миру, который не может быть пурнам. “Скорее, — сказал он, — “идам” относится к экспансиям вишну-таттвы, подобным Балараме. Они – пурнам.

Я был потрясен. Я был учеником Прабхупады, а он объявил мне, что в книгах Прабхупады были ошибки. Конечно, я сразу понял, что Нараяна Махарадж, должно быть, не знает книг Прабхупады. Он не был просвещен блестящим объяснением Прабхупады, что этот материальный мир нужно осознавать как полное целое.

(Было очень странным давать интерпретацию, игнорировавшую смысл обращения, и не обращать внимание на то, что повсюду в Бхагаватам и Упанишадах идам традиционно используется в значении “этот мир”, и как странно было использовать нейтральное местоимение в единственном числе для обозначения Баларамы и других экспансий. В соответствии с принципом “презумпции невиновности”, я предполагаю, что он достаточно учен, чтобы блеснуть знанием шрути-мантр. Во всяком случае, понимание Прабхупады, очевидно, гораздо более глубоко. В действительности, я почувствовал жалость к Нараяне Махарадже, который не воспользовался возможностью обучения у Прабхупады.)

Хотя во время нашей встречи Нараяна Махарадж показал свое умение распределять роли в процессе общения, принимая на себя роль учителя и навязывая мне роль ученика, он делал это с нажимом, и я решил сохранять дистанцию. Я предчувствовал неприятности.

Когда, несколькими годами позже, стало известно, что Нараяна Махарадж объявил себя первым, самым старшим учеником Прабхупады, и даже его назначенным преемником и, следовательно, нашим авторитетным шикша-гуру, я вспомнил эту встречу в 1990-м и не смог принять это заявление.

Не подчеркивал ли Прабхупада важность для нас его книг? Не говорил ли он, что общение с ним через его книги лучше личного общения? Так как же того, кто даже не потрудился прочитать его книги, можно считать его шикша-учеником? Как он может представить нам Прабхупаду?

Мне сказали, что роль, которую отводит себе Нараяна Махарадж, углубляется со временем. Сначала он был просто другом, мягким шикша-гуру. Ныне же, однако, он объявляет себя ачарьей-преемником Прабхупады, авторитетным ачарьей ИСККОН. И он говорит ученикам Прабхупады: “Я знаю вашего гуру лучше вас!” И бывшие когда-то последователями Прабхупады, такие как Джадурани даси, объявляют очевидное заключение: “Мы не можем узнать Прабхупаду, не пройдя через Нараяну Махараджа!”

(Она говорит: “Только уттама-адхикари может понять уттама-адхикари”, хотя тогда удивительно, как она смогла понять Нараяну Махараджа.)

Два года назад Локанатха Свами привел парикраму ИСККОН в Кешавджи Гаудия Матх в Матхуре, где Нараяна Махарадж весьма эмоционально обратился к ним. Он сказал, что имеет обыкновение “лежать под деревом тамала”, “положа свою голову на колени Гирирадже”. Он сказал, что даже Локанатха Свами был его другом. Но все они оставили его. Все его бросили.

И затем, когда парикрама удалилась, он вернулся к своим ученикам и сказал: “Среди них нет ни одного истинного последователя Шрилы Прабхупады! Я – единственный истинный последователь Шрилы Прабхупады!” Другие свидетели слышали, как еще раньше он заявлял: “Я – преемник Шрилы Прабхупады”, и даже “Я – ИСККОН”!

Разумеется, я нахожу странным, что Прабхупада, который так тщательно все нам объяснял, не открыл нам ничего о своих мистических планах продолжения ученической преемственности. Похоже, он передал это частным порядком Нараяне Махараджу. Например, Нараяна Махарадж объясняет, что слова Прабхупады о том, что Нараяна Махарадж может показать ученикам Прабхупады, как поместить тело их духовного учителя в самадхи, имеют тайный смысл. Нам показалось, что это относится к погребальной церемонии, но Нараяне Махараджу открылось более глубокое значение: что самадхи – это вечное погружение Прабхупады в Радха-Кришна-лилу и т.д. (Ну да, лишь уттама-адхикари может понять уттама-адхикари.)

Эти так называемые “наставления” цитируются для того, чтобы установить авторитетность для нас Нараяны Махараджа. В действительности, они могут убедить лишь тех, кто уже принял его авторитет и верит в истинность его личных “осознаний” в отношении планов Прабхупады. На основании его авторитета вы принимаете, что эти слова Прабхупады (и, возможно, все его слова?) содержат тайный смысл в дополнение к явному, и вы принимаете Нараяну Махараджа авторитетным переводчиком этого тайного смысла.

Я боюсь, что мы находимся в начале пути, ведущего к отклонению. Если бы мы приняли эти заявления Нараяны Махараджа, мы бы проигнорировали очевидные указания, данные нам Прабхупадой, и повторили бы ошибку Гаудия Матха, не выполнившего распоряжений его основателя-ачарьи. В то время как предполагаемые указания Нараяне Махарадже известны только ему и зависят от того, примем ли мы его авторитет как толкователя Прабхупады, наставления Прабхупады нам ясны, открыты и прямы, и он предостерег нас от безумия отклонения от них.

Почему этот Гаудия Матх развалился? Потому то они попытались стать больше своего гуру. Перед своим уходом он дал все указания, никогда не говоря, что вот этот должен стать следующим ачарьей. А эти люди, тотчас после его ухода, стали сражаться друг с другом за право стать ачарьей. Это – конец. Они никогда не пытались подумать: “Почему Гуру Махараджа дал нам так много наставлений, и никогда не говорил, что вот этот человек должен стать ачарьей? Они захотели искусственно сделать кого-то ачарьей, и все рухнуло. Они никогда не задумывались просто с позиции здравого смысла, что если бы Гуру Махараджа захотел бы указать на кого-то как на ачарью, почему же он этого не сделал? Он говорил о стольких вещах, а это упустил? В самом деле? И они настаивают на этом. Они объявили какую-то недостойную личность ачарьей. Затем другого, другого ачарью, другого ачарью… Так лучше уж вечно оставаться глупцом, направляемым Гуру Махараджем. Это – совершенство. (Беседа, Бомбей, 16 августа 1976 г.)

Будучи учеником Прабхупады, представьте себе, что Вы стоите перед ним и объясняете, почему Вы выдвинули Нараяну Махараджа на роль следующего ачарьи ИСККОН. На основании чьего авторитета? Если разобраться, лишь на основании авторитета Нараяны Махараджа, поскольку Вы слепо верите ему, когда он объявляет: “Я понимаю вашего Гуру Махараджа лучше, чем вы”.

Таким образом, я предполагаю, что мои братья и сестры в Боге, следующие за Нараяной Махараджем, делают это слепо, будучи обманутыми самозванцем.

Нараяна Махарадж как отклонение от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада радикально реформировал традицию Гаудиев, превратив ее в глобальную проповедническую миссию для блага всего современного мира. Его деятельность не получила должной оценки со стороны многих, в первую очередь бабаджи Враджа, которые чувствовали, что он делал акцент, скорее, на энергичной проповеди, чем на внутреннем культивировании рага-марги. Его ученики постоянно подвергались критике за то, что их Гуру Махарадж – уклонист и не может дать им “реальную вещь”. Некоторые из них поддались на эти нападки, наиболее известен среди них неправомочный “ачарья-преемник” Ананта Васудева дас (впоследствии реинициированный обществом бабаджи в Пури Госвами).

Множество наших собственных братьев в Боге также стали жертвой подобных нападок, даже в о время, когда Прабхупада был с нами. И атаки продолжаются до сих пор. Мое сомнение – не стал ли Нараяна Махарадж орудием этого нападения на миссию Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Очевидно, что то, что он сейчас проповедует, идет извне линии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он не получал это от Бхакти Прагьяна Кешавы Махараджа, его дикша-гуру. Нараяна Махарадж подтвердил, что в этом матхе не имелось никакой практики рага-марги, никакой раса-катхи, — скорее, беседы о Прахладе Махарадже, Дхруве Махарадже и так далее.

Видимо, Нараяна Махарадж не был удовлетворен этим, ибо, как он однажды признался, он оставил храм своего духовного учителя без разрешения и поехал к Говардхане. В великом горе, плача, Бхакти Прагьян Кешава Махарадж приехал и увел его обратно.

Но позднее, после ухода его Гуру Махараджа, Нараяна Махарадж вернулся к бабаджи Говардхана, и принял из них расика-гуру, предположительно, того, который “надавил на выключатель” и заставил “течь поток бхавы”.

То, что после ухода своего гуру Нараяна Махарадж делал то, что он категорично запрещал, присутствуя здесь, очень меня беспокоит.

Этот бабаджи, в таком случае, является шикша-гуру Нараяны Махараджа – личностью, которая, как сами Вы утверждаете, может быть более значимой, чем дикша-гуру. Что бы там ни было, то, что дает Нараяна Махарадж, исходит от этого бабаджи. Такова его “родословная”.

Совершенно очевидно, что это не идет от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Я ничего не знаю об этом бабаджи, но то, что говорили о бабаджи Радха-кунды наши ачарьи в недавнем прошлом, обязывает нас сомневаться. Не должны ли мы задать несколько вопросов об этом бабаджи, а также о том обществе, в котором обучается Нараяна Махарадж? Что в действительности получает он там? Истинно ли это?

Как вы знаете, существует тень или симуляция подлинных духовных эмоций, которая может сбить с толку даже опытного преданного.

Во всяком случае, мы знаем, что Нараяна Махарадж, против воли своего духовного учителя, отправился к бабаджи за духовными наставлениями. (Я уверен, что он может дать умное объяснение этому. В действительности, это то же самое, что он приписывает ученикам Прабхупады, чтобы оправдать собственное неповиновение наставлению Прабхупады предаться ему. История повторяется.)

Мое предположение – что, принимая шикшу от вриндаванских бабаджи, Нараяна Махарадж действует вопреки желаниям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и обесценивает, таким образом, достижения великих ачарьев.

Имеются некоторые сведения, поддерживающие это предположение. Позвольте мне привести один явный пример.

Нараяна Махарадж, конечно, видит большое различие между проповеднической деятельностью движения санкиртаны, с одной стороны, и уединенной бхаджаной – с другой. Он отказывается от распространения книг как от низшей деятельности, карма-йоги (в лучшем случае). Это не настоящая бхакти, а бхактьябхаса, бхактьяропая. Однажды, когда прославлялись достижения великого распространителя книг ИСККОН, Нараяна Махарадж отнесся к этому довольно безразлично, сказав, что в результате этого распространитель книг в следующей жизни сможет получить качества для того, чтобы обрести общение с возвышенными преданными (расика-бхакта), и это – все. Хотя, как Вы можете вспомнить, Шрила Прабхупада не проводил такого различия между Гауранга-севой и Гопиджанаваллабха-севой, ибо (это его известное выражение) “распространение книг совершается в настроении гопи”. Шрила Прабхупада говорил нам, что получил эту реализацию от своего Гуру Махараджа.

Во Вриндаване есть пракрита-сахаджии, утверждающие, что писать книги и даже прикасаться к ним – табу. Для них, преданное служение означает быть свободным от таких действий. Когда их просят послушать чтение ведических книг, они отказываются, говоря: “Зачем нам читать или слушать трансцендентную литературу? Она предназначена для неофитов”. Они мнят себя слишком возвышенными, чтобы тратить силы на чтение, писание и слушание. Однако чистые преданные под руководством Шрилы Рупы Госвами отвергают эту философию сахаджиев. Конечно, нет ничего хорошего в том, чтобы писать книги ради денег или славы, но писать и публиковать литературу ради просвещения человечества – истинное служение Господу. Таково было мнение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, и он дал своим ученикам особое указание писать книги. На самом деле, издание книг он предпочитал строительству храмов. Сооружение храмов – занятие для обычных людей и преданных-новичков, в то время как написание книг, их издание и распространение – удел возвышенных и могущественных преданных. В соответствии с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, распространение книг подобно игре на большой мриданге. Как следствие этого, мы всегда просим членов Международного общества сознания Кришны издавать как можно больше книг и широко распространять их по всему миру. Так, следуя по стопам Шрилы Рупы Госвами, можно стать преданным-рупанугой. (Мадхья, 19.133, комментарий)

Это понимание единства Господа Чайтаньи и Господа Кришны и севы им, настолько полно осознанное и осуществленное Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, что сформировало его революционное, динамичное движение санкиртаны, похоже, ускользнуло от Нараяны Махараджа. Почему он видит служение миссии санкиртаны Господа Чайтаньи чем-то отличным от служения Кришне во Врадже? Как это случилось? Как попала эта нечистота?

В этой связи, я прилагаю точный (неотредактированный) машинописный текст предисловия Прабхупады к первоначальному изданию второго тома Шримад Бхагаватам (1964). Здесь Прабхупада отвечает на критику его деятельности. Та же самая критика “проповеди брихад-мриданги”, озвученная сахаджия-бабаджи Враджа, к сожалению, возрождается Нараяной Махараджем.

Прабхупада начинает со следующего:

“Кажется, что путь деятельности ради плодов, или, иначе говоря, путь зарабатывания денег и наслаждения жизнью, как это обычно бывает, стал нашей профессией, хотя мы отреклись от мирской жизни. Они видят, что мы ездим по городам, правительственным учреждениям, банкам и другим деловым местам, содействуя изданию Шримад Бхагаватам. Они видят также, что мы посещаем типографии, бумажные рынки, и среди книжных переплетов так далеки от нашей обители во Вриндаване – и иногда делают ошибочный вывод, что мы занимаемся бизнесом, только в одеждах нищих!”

И Шрила Прабхупада завершает своим сердечным убеждением:

“И даже при том, что мы не в Гималаях, даже при том, что мы говорим о бизнесе, даже при том, что мы имеем дело с рупиями и т.п. – просто потому, что мы стопроцентные слуги Бога и заняты в служении распространению послания о Его славе – мы, безусловно, пройдем через непреодолимое препятствие майи и достигнем сияющего царства Бога, чтобы нести служение Ему лицом к лицу, в полном блаженстве и знании. Мы уверены в этом, и можем ручаться нашим многочисленным читателям, что они также достигнут того же результата, просто слушая о славе Господа (джаннама стути матрена пуман бхавати нирмала)”.

Нараяна Махарадж объясняет. что прославление Прабхупадой распространения книг – всего лишь тактика, чтобы вдохновить тех из нас, у кого нет самскары для рага-марги. Поэтому стоит заметить, что это предисловие было написано о его собственной деятельности за несколько лет до того, как у него появились нуждающиеся во вдохновении неофиты.

Резюме: отклоняясь от учения Шрилы Прабхупады, Нараяна Махарадж также отклоняется и от учения Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Как представляется, Нараяна Махарадж вышел из общества Сарасвата, чтобы получать наставления от бабаджи, а теперь он привносит в это общество суждения, характерные для сахаджия-бабаджи, и это – проклятие для Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады.

Это привело меня к тому, чтобы полнее объяснить следующий, связанный с данным, момент.

Нараяна Махарадж и некоторые признаки сахаджии

Господь Чайтанья говорит (ЧЧ Мадхья, 156-157):

бахья, антара, — ихара дуи та’ садхана
‘бахйе’ садхака-дехе каре шравана-киртана
‘мане’ ниджа-сиддха-деха карийа бхавана
ратри-дине каре врадже кршнера севана

“Есть два процесса, с помощью которых можно практиковать эту рагануга-бхакти: внешний и внутренний. Осознав себя, возвышенный преданный внешне остается подобным новичку и исполняет все предписания шастр, в особенности касающиеся слушания и воспевания. Однако в своем уме, в своем изначальном чистом положении, он служит Кришне во Вриндаване в своей роли. Он служит Кришне двадцать четыре часа, днем и ночью”.

Рупа Госвами также говорит в Бхакти-расамрита-синдху (1.2.295):

сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи
тад-бхава-липшуна карйа враджа-локанусаратах

“Возвышенный преданный, имеющий склонность к спонтанному любовному служению, должен следовать по стопам конкретного спутника Кришны во Вриндаване. Внешне он должен служить как преданный, следующий руководству шастр, в то время как внутренне – в своем осознанном изначальном положении. Таким образом, он должен совершать преданное служение и внешне, и внутренне”.

Как я понимаю, это характеристика сахаджии – нарушать предписание разделять деятельность сиддха-дехи и садхака-дехи. Сахаджия – это тот, кто проявляет в своем материальном теле и взаимоотношениях то, что свойственно только духовному телу и духовным взаимоотношениям.

Имеются несколько обычных действий Нараяны Махараджа, являющие такую неподходящую смесь.

Первое, что я могу назвать как свидетель – его хорошо известная склонность к неправде. Он совершенно бесцеремонно относится к правде. К примеру, он часто открыто лжет о том, что выяснилось, когда он посещает храм ИСККОН (известный пример – его заявление о том, что перед ним захлопнули дверь в храме Хьюстона). Даже некоторым из его собственных последователей было трудно примириться с этой его склонностью. Однако им сказали, что это признак его трансцендентного положения, и они согласились с этим.

Сам Нараяна Махарадж оправдывает свое поведение таким образом: “Пока вы не научитесь кривде, у вас не будет квалификации для Вриндавана”. Он указывает, что Ямуна изогнута, что поза Кришны изогнута, и т.д.

В конце концов, он заявил своим собственным последователям, что волен обманывать их, и что они, как часть их предания ему, должны согласиться быть обманутыми. В этом отношении Нараяна Махарадж очень напоминает мне Киртанананду, который часто делал что-то подобное. Если вы обнаруживали, что он вам лгал или обманывал вас и обличали его, он начинал проповедовать, что непорядочность в служении Кришне есть достоинство, и спрашивать: ради Кого вы, в конце концов, были обмануты? Если Вы были убеждены этим, он чувствовал себя вольным обмануть Вас снова и снова.

В прошлом году, во время Картики, Нараяна Махарадж проводил даршан, на котором присутствовало много учеников Гоур Говинды Махараджа. Он объявил, что вчера вечером Гоур Говинда Махараджа явился к нему во сне и, произнеся несколько слов (я не могу пересказать их смысл), слился с телом Нараяны Махараджа.

Является ли этот сон правдой? Или, в духе кривды, это авантюрная психологическая манипуляция восприимчивыми людьми?

Поскольку у него есть (трансцендентное) право на неправду, почему мы должны принимать за чистую монету все его описания его глубоких отношений с Прабхупадой, его сны о Прабхупаде, и даже его громогласное публичное прославление Шрилы Прабхупады?

Было время, когда Нараяна Махарадж открыто критиковал Шрилу Прабхупаду. Он указал на “ошибки” в его книгах и на “ошибки” в названии некоторых Божеств. Теперь, однако, он утверждает, что никогда не говорил, что это были ошибки Прабхупады, а лишь его последователей, и никогда не критиковал Прабхупаду. Это неправда. Правда (если это имеет значение) – это то, что в частных беседах Нараяна Махарадж до сих пор умаляет или критикует Шрилу Прабхупаду, превознося его публично: “изогнутый” стиль. И, разумеется, если частная беседа была обнародована, он просто отрицает, что это было.

В Шримад Бхагаватам мы читали, что в Кали-югу правдивость – последняя нога дхармы; теперь же кажется, что Нараяна Махарадж поглощен утверждением неправды последней ногой дхармы. Фактически, садхаку всегда требуется правдивость, и заменять ее “изогнутостью” сиддха – совершенная иллюстрация загрязнения сахаджией.

Другая область, в которой Нараяна Махарадж, похоже, сливает материальный мир с духовным, — это его взаимоотношения с женщинами. Здесь он возмутительно нарушает правила поведения, приличествующие санньяси.

Многие были свидетелями ритуала, при котором группа женщин с мечтательным выражением лиц массировала его стопы. Представители Нараяны Махараджа отрицают это, но мы можем отклонить их опровержение. Подобно ему, они – помощники с еще большей “кривизной”, и имеются вполне достаточные свидетельства от тех, кто еще связан мирской честностью. Одна хорошо воспитанная европейская леди сообщает, что столкнулась с Нараяной Махараджем во время его путешествия по континенту. Женщины сидели в его ногах, поглаживая и массируя его конечности. Одна леди томно ласкала подошвы его стоп кончиками пальцев. Наблюдатель нашла эту сцену полной эротизма. Когда ее пригласили присоединиться, она не смогла принудить себя делать это. Инстинктивно она почувствовала отвращение.

Он также строит отношения с женщинами, невозмутимо используя язык чувственного ухаживания и соблазнения. “Теперь ты принадлежишь мне полностью”,- сообщил он одной девушке. Или: “Теперь твое сердце мое навсегда”, “я поймал тебя и буду держать”. И так далее.

Учитывая вышеупомянутые прилюдные действия, следующее, менее публичное, поведение, думаю, заслуживает исследования. Я имею заслуживающую доверия информацию, что в дополнение к его личному слуге Навину, Нараяну Махараджа сопровождают в Матхуре две “кумари” – незамужние двадцатилетние девушки. Он часто проводит время с ними наедине, за закрытыми дверями.

Вы можете вспомнить, как некоторые ачарьи в ИСККОН баловались подобными сомнительными вещами, и сомнения и критика подавлялись мнением, что эти “ачарьи” – возвышенны и неподвластны регулирующим принципам. Хотя введенные в заблуждение последователи были убеждены этим, правда наконец вышла наружу. Не могло ли это случиться вновь? В свое время я видел, как много преданных оставались в убеждении, что, скажем, Киртанананда Свами был уттама-адхикари (чьи поступки вне суждений людей более низкого уровня), и как вполне разумные в других вопросах люди клялись, что он чист, справедлив и ярок. Вы игнорируете предупреждения Шрилы Прабхупады и Рупы Госвами, и потому находитесь в опасности.

Действительно, мне кажется, что что-то жуткое случилось с интеллектом тех учеников Прабхупады, кто стали последователями Нараяны Махараджа. Это тайна, которую нужно разгадать. Как получилось, что множество учеников Прабхупады оказались способны полностью пренебречь его наставлениями, очевидно, сохранив чистую совесть?

Например, они слышат, как Нараяна Махарадж говорит в узком кругу, что не имеет никакого вкуса к Бхагавад-гите, никакой привязанности к Пури или Двараке, никакого интереса к Раме и Нрисимхе. Что случилось с ними, что их память так изменила им, что они не могут вспомнить ясные высказывания Прабхупады о тех, кто произносит такие слова? Процитирую один отрывок:

“Поэтому сахаджии просто обращаются к играм Господа Кришны с гопи. Другие вещи – “о нет, нет. Это не игры Кришны. Это не игры Кришны”. Так они дифференцируют абсолютную деятельность Абсолюта. Это называется сахаджия. Сахаджии никогда не будут читать Бхагавад-гиту, никогда не будут читать. [Саркастически:] Потому что они поднялись до вкуса супружеской любви”.
Лекция по Шримад Бхагаватам 6.3.20-23, Горакхпур, 14 февраля 1971 г.

Какое влияние оказывает Нараяна Махарадж, чтобы заставить нас не повиноваться Шриле Прабхупаде? Думаю, мы можем начать понимать это, рассмотрев причину, по которой Сатсварупа Махараджа перестал получать известия от Нараяны Махараджа. Он был первым из лидеров ИСККОН, отвергнувшим Нараяну Махараджа как учителя. Когда возник кризис с теми, кто продолжал оставаться под его опекой, я спросил Сатсварупу Махараджа, что заставило его уйти.

Он сказал мне: “Я обнаружил, что читал книги Шрилы Прабхупады глазами Нараяны Махараджа. И я решил, что лучше уж буду принимать моего Шрилу Прабхупаду прямо”.

Будьте уверены, что у Нараяны Махараджа есть своя версия того, почему Сатсварупа Госвами ушел. Он принял это так, что Сатсварупа Махараджа испугался, что его ученики перейдут к Нараяне Махарадже; из страха и чувства собственничества, Сатсварупа Госвами прекратил общение с Нараяной Махараджем и запретил это своим ученикам.

Теперь рассмотрим точку зрения Сатсварупы Махараджа. Он по характеру – прозрачно-честен – как говорят некоторые, даже слишком. Его точка зрения пряма, проста и бесхитростна. Интерпретация же Нараяны Махараджа неосторожно приоткрывает многие черты его собственного менталитета.

Сатсварупа Махараджа заметил некое тонкое и мощное изменение в его восприятии Прабхупады, и Прабхупада теперь приходил к нему в искаженном (“изогнутом”) виде. Теперь он слышал Прабхупаду по-другому, и это вызывало такие приступы растерянности, что он решился на коррективные меры.

Такие изменения показывают уровень, на котором способен действовать Нараяна Махарадж. Что он способен – это извратить буддхи, разум человека. Наш разум как преданных был сформирован посредством “впитывания” Шрилы Прабхупады. Чтобы поддерживать наш разум целомудренным, Прабхупада оставил нам наставления и указания, особенно в своих книгах. Он неоднократно подчеркивал, что “секрет успеха в духовной жизни – сделать волю духовного учителя своей жизнью и душой”.

Совершенно ясно, что Нараяна Махарадж очень сильно отличается от Шрилы Прабхупады, но оправдывает это отличие тем, что Прабхупада был, в действительности, гуру низшего уровня (лишь учителем ваидхи-бхакти), тогда как Нараяна Махарадж – гуру более высокого уровня (дающий рага-маргу).

В сущности, те, кто следуют за ним, откладывают в сторону существенные разделы учения и указаний Прабхупады, считая, что уже переросли эти элементарные наставления. На самом деле, Нараяна Махарадж дает им способ (уважительно) игнорировать учение Шрилы Прабхупады, избегая острых угрызений совести.

Хотя Прабхупада стремился предостеречь нас от ошибок, многократно подчеркивая значение твердой преданности гуру, Нараяна Махарадж обошел эту защиту, подрывая понятие “гуру”. В то время как мы думали, что “преданность гуру” означает просто “преданность Прабхупаде”, Нараяне Махарадже удалось убедить некоторых понять это как “преданность Нараяне Махарадже”. Это – случай “развращения интеллекта”.

Как может Нараяна Махарадж так эффективно замещать собой Прабхупаду? По большей части это умение убедить некоторых из нас, что он был первым и самым близким учеником Прабхупады, что Прабхупада вручил нас ему, что он знает Прабхупаду лучше нас и т.д.

На самом деле, все эти заявления не имеют под собой никакого доказуемого основания. Они принимаются просто на основании авторитета Нараяны Махараджа. А будучи приняты, они устанавливают его авторитет.

По мне, это вкусы слепых и сентиментальных последователей. Я боюсь, что Вас одурачили.

Далее я привел причины сомневаться в заявлениях Нараяны Махараджа, что он – последователь Прабхупады, его назначенный преемник или возвышенный вайшнав. Он действует в завистливой манере по отношению к вайшнавам и кажется движимым духом конкуренции и доминирования. Он не знаком с учением Прабхупады и во многом не принимает его. Он отошел от общества Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ища наставлений, и не следует его указаниям. Он обучается “рага-марге” у бабаджи, и дает свидетельства загрязнения сахаджией в этом процессе.

Все это заставляет меня серьезно сомневаться в его претензиях на роль возвышенного расика-вайшнава и преемника Шрилы Прабхупады. Вместо этого, он, похоже, некий талантливый притворщик или самозванец, совративший, обманувший и введший в заблуждение многих людей.

Прежде чем мы примем кого-то как гуру, мы должны исследовать этого человека при помощи критичного разума. Я сделал так, и я не могу принять Нараяну Махараджа. Из тех, кого я видел, большинство моих братьев и сестер в Боге, решившие последовать за Нараяной Махараджем, не использовали свой интеллект в этом вопросе. Вместо этого, они предали свой разум и позволили ему развратиться. Они приняли Нараяну Махараджа ненадлежащим образом.

Я хотел бы, чтобы Вы вернулись к Шриле Прабхупаде. Я прошу Вас следовать по стопам Сатсварупы Махараджа и, хотя бы в порядке эксперимента, попытаться “принять Шрилу Прабхупаду таким, как он есть”.

Для начала, Вы могли бы прочитать Чч. Мадхья-лила, 19.159 и комментарий Прабхупады. Там описаны различные виды греховного поведения (нисиддха-ачара), такие как кутинати (двуличность), джива-химсана (убийство души), лабха (желание выгоды), пуджа (желание почитания) и пратиштха (желание выделения). Все они – сорняки, убивающие истинный побег бхакти. Я утверждал, что обнаружил некоторые из этих сорняков, весьма очевидные, в личности Нараяны Махараджа. Тогда Вы можете спросить: если я прав, то почему так много очевидно разумных, проницательных и исполненных благих намерений людей следуют за ним?

Ответ заключен в комментарии. “Иногда эти нежелательные побеги выглядят в точности как росток бхакти-лата. Они кажутся одного размера и вида, находясь рядом с бхакти-латой, но, несмотря на это, эти побеги называются упасакха (нежелательными). Чистый преданный может отличить побег бхакти-латы от мирского ростка, и он очень бдительно следит за тем, чтобы различать их и держать их отдельно друг от друга”.

Бывают побеги-подделки, которые могут сбить с толку даже проницательных людей. Я боюсь, что именно такая подделка и присутствует в данном случае. Я испытал определенную боль, пытаясь сообщить Вам, почему. Пожалуйста, рассмотрите то, что я представил. Еще не поздно вернуться к служению Шриле Прабхупаде, который спас Вас и спасает до сих пор.

Надеюсь, это письмо застанет Вас в хорошем расположении,
Ваш слуга в служении Шриле Прабхупаде,

Равиндра Сварупа дас

Источник перевода: http://yadudas.ru/narayan-maharaj/.
+ наша небольшая коррекция.
Оригинал: http://rsdasa.ru/en/2016/11/14/letter-about-narayana-maharaja/
.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3
0

Метки:

Опубликовано 14.11.2016 anonymous в категории "Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code